О сервизе

Грандиозный фарфоровый сервиз с изображением растений некогда обширного и многонационального Датского королевства в истории европейского фарфора XVIII века считается самым большим по составу и наиболее необычным по декору парадным ансамблем.

Его создание стало возможным после успешного издания одноименного ботанического атласа, который издавался под эгидой Королевской Академии наук Копенгагена в период с 1761 по 1883 годы. Он включал в себя описания и изображения в общей сложности 3240 растений. 28 августа 1790 года из библиотеки короля Кристиана VII в Кристиансборге на фарфоровую фабрику были отправлены первые шесть томов альманаха, каждый из которых содержал 60 тщательно прорисованных гравюр. Изначально сервиз был рассчитан на 80 персон. К сентябрю 1792 года количество предметов насчитывало 988, а в течение десяти следующих лет достигло 1802 предметов. Это число оказалось для сервиза фатальным. 7 июля 1802 года завод получил приказ от имени короля прекратить производство из-за растущих затрат. В его истории присутствует не объяснимая магия чисел.

Сегодня существует несколько версий, кому предназначался столь необычный фарфоровый ансамбль. Возможно, заказчиком была вдовствующая королева-регент Юлиана Мария (1729—1796), усилиями которой единственная на тот момент в Дании фарфоровая фабрика стала королевской (1775). Создание грандиозного сервиза, не уступающего по своему размаху лучшим образцам парадных сервизов крупнейших Дворов Европы, способное усилить престиж Дании на международной арене, было естественным продолжением политики королевы. Возможно, сервиз предназначался ее знаменитой современнице, с которой они родились и умерли в один и тот же год, российской императрице Екатерине II (1729—1796).

В 1792 году Екатерина как раз впервые получила из Копенгагена первые 18 выпусков ботанического атласа «Флора Даника», который датские монархи рассылали крупнейшим библиотекам, университетам и королевским Дворам. «Русская Минерва», как называли её французские просветители, вполне могла заинтересоваться идеей перенесения столь необычного декора на фарфор, так как среди произведений современного ей декоративного искусства предпочитала предметы со смыслом.

Стремление в точности воплотить замысел заказчика и одновременно поразить его воображение побудило художников Королевского Копенгагена искать оригинальные способы воплощения в жизнь идеи первенства естественных наук и триумфа ботаники. К тому же в 1780 году в Дании был введен запрет на импорт европейского фарфора. Модельмейстером, автором посудных форм и моделей скульптуры, Сёреном Прейсом (работал 1784—1801) были разработаны новые оригинальные образцы форм и рельефного декора. Отличительной особенностью стали фигурные ручки в виде стеблей растений и массивные гирлянды лепных цветов. Тогда как миниатюрные фарфоровые бусины-жемчужины вдоль зубчатого рельефного края украсили предметы «сладкого» стола.
Мировую известность знаменитому ансамблю принесли не только оригинальные формы предметов, но и их необычайно натуралистичная роспись, выполненная под руководством Йогана Кристофа Байера (1738—1812). Изображения из ботанического атласа – от водорослей на норвежских скалах до ядовитых грибов в датских лесах и высоких трав на голштинских пустошах были любовно перенесены живописцами на поверхность фарфоровых предметов без изменения размеров растений, изображенных на гравюрах.

Формы сервиза точно соответствовали установленным нормам французской кухни как эталона гастрономии того времени и принципам придворной сервировки, идущим также из Версаля. В то же время на состав сервиза оказало влияние активное утверждение в европейской кухне конца XVIII века принципов «естественности» и пользы в еде, присущих эпохе Просвещения. Тяжелые яства с обилием дорогостоящих импортных специй при дворе европейских монархов постепенно заменялись более легкими, основанными на местных и сезонных продуктах. Как основа национальной кухни они активно входили в рецепты блюд того времени и при датском Дворе.

Для усиления вкуса блюд использовали концентрированные бульоны и соусы, а также различные естественные усилители вкуса. Поэтому наряду с составляющими основу столового сервиза той эпохи мисками для супа, рагу, тушеного мяса и отварных овощей (террины на поддонах, круглые и овальные блюда, касероли — кастрюли с крышками) в состав сервиза входили многочисленные и разнообразные по форме соусники, кувшинчики и горшочки для горчицы, масла, уксуса и перца; сахарницы с сахарной пудрой, призванной в случае необходимости подсластить кислые вина; солонки для мелкой, редкой и дорогой тогда соли, предназначенной для подсаливания блюд во время торжества, в отличие от крупной, используемой для приготовления пищи.

Десертная часть сервиза Флора Даника также отличалась разнообразием форм фарфоровой посуды: для конфет (сваренных в сиропе и карамелизованных фруктов), бисквитов, марципанов, желе и мармеладов, сделанных на основе фруктовых сиропов, предназначались блюда и лотки разных форм. Одним из самых эффектных элементов сервиза стал так называемый ледяной купол в виде изящного резного колпака, установленного на блюде с высоким бортом. Он предназначался для размещения изысканного французского десерта парфэ зачастую в виде конуса из замороженной сладкой массы с нежной кремовой текстурой, приготовленной на основе взбитых сливок, яичных желтков, сахара, фруктового пюре, шоколада или кофе.
В силу обстоятельств этому знаменитому фарфоровому ансамблю так и не суждено было покинуть пределы Дании. Впервые десертную часть сервиза использовали 29 января 1803 года, во время празднования во дворце Амалиенборг 54-го дня рождения короля Кристиана VII (1749—1808). С этого момента Флора Даника навсегда стала частью королевской коллекции фарфора, а предметы, входящие в первую «историческую» часть сервиза, сегодня разделены между дворцом Розенборг и замком Кристансборг в Копенгагене.

В 1851 году из-за хрупкости многих предметов сервиза, которые часто страдали от неаккуратного использования, а также в связи с отказом от традиций французской сервировки, Флора Даника окончательно покинула королевскую кухню и была передана в музейную коллекцию. Однако уже в 1862 году Королевская мануфактура приняла решение возобновить выпуск сервиза, исполнив несколько декоративных ансамблей с разным декором. Первым среди них стал сервиз, выполненный по случаю бракосочетания датской принцессы Александры (1844—1925) — дочери короля Христиана IX (1818—1906) и родной сестры русской императрицы Марии Федоровны (1847—1928), с принцем Уэльским – будущим английским королем Эдуардом VII (1841—1910). Сервиз на шестьдесят персон включал 725 предметов и предназначался для украшения дворца Сандрингем в Норфолке – резиденции британских монархов.

Особенностью оформления сервиза, исполненного в эпоху историзма, стала, как полагали его создатели, бóльшая декоративность росписи по сравнению с историческим прототипом. Многочисленные морские водоросли, грибы и некоторые другие растения, которые художники посчитали эстетически непривлекательными, были заменены яркими цветами, подчеркивая красоту росписи в ущерб научной точности. Еще одним отличием этого сервиза стало создание сюжетной росписи на десертных тарелках, где растения были заменены видами датских дворцов и замков.

Сервиз принцессы Александры имел большой успех как у заказчиков, так и у публики, и с конца 1860-х годов, когда Королевская мануфактура стала частным коммерческим предприятием, выпуск предметов сервиза Флора Даника стал регулярным. Эта практика сохраняется и сегодня, что наглядно иллюстрируют предметы сервиза, выполненные в ХХ веке из частной коллекции Е.П. Бородиной.

Андрей Воробьев

Ольга Егорова